Приучаем ребёнка к порядку
Все родители мечтают, чтобы их дети были аккуратными, складывали одежду перед сном, убирались в своей комнате, мыли за собой посуду. Возможно ли такое?
Если вы спросите ребёнка, какие замечания, требования, претензии он услышал в течение дня от взрослых, то вы узнаете, что значительная доля их придётся именно на тему уборки и чистоты. Возникает вопрос, почему наши дети не хотят понять важность этого процесса, почему им всё «как об стенку горох»? Или это действительно лень, а может быть уверенность, что кто-то за них всё сделает? Взрослые мучаются сомнениями: а может мы что-то не так делаем?
Как приучить ребёнка к порядку
Но у этой медали есть оборотная сторона – такие дети боятся любых нарушений привычного течения событий, отступлений от правил, у них отсутствует непосредственность в поведении, они безынициативны и не умеют азартно играть со сверстниками. Детишки, которые увлечённо и интересно играли, после игры не в состоянии сразу вернуться к скучной повседневности. Потому игрушки лежат там, где их оставили. Не стоит ругать своих чад за их неаккуратность, ведь это только взрослые считают, что они превратили всё вокруг в хаос. В таких случаях нужно помнить, что отсутствие желания наводить порядок приходит с возрастом, а вот наличие таких навыков - приятное исключение.
Но это не значит, что желание приучить своего ребёнка к порядку можно считать несбыточной мечтой. Просто цель воспитания звучит по-другому: можете ли вы облегчить жизнь именно себе, а если можете, то как? Да, можете. И начинать надо рано – с двух-трёх лет. Но для этого надо соблюдать несколько правил.
Правило первое
Ребёнок ещё не способен различить чистое и неубранное помещение. Бесполезно ему утверждать: «Посмотри, в твоей комнате очень грязно. Сейчас же наведи порядок!». Малыш двух – четырёх лет соглашается делать что-то только из чувства подражания вам и из потребности получить ваше одобрение, в стремлении быть взрослым. На это и следует опираться в своём желании привить малышу аккуратность. Привлекайте ребёнка к совместной работе в форме игры, чтобы он подражал действиям взрослых. Моет бабушка посуду – пусть и он что-нибудь подержит под струёй воды, если мама моет пол – дайте и малышу повозить тряпочкой по полу. Папа пылесосит – малышу приятно будет держаться за ручку пылесоса рядом с папиными руками. А какой восторг будет у малыша, если он нажмёт кнопку и выключит пылесос. Подражание - основной принцип воспитания в этом возрасте. Достаточно поставить ребёнка рядом с собой и показать, что и как надо делать: личный пример значительно действеннее разных поучительных историй «о плохих и хороших детях». При этом нужно учитывать одно обстоятельство. Приучая ребёнка к каким-либо навыкам, важно, чтобы другие члены семьи их тоже имели. Если квартира содержится в порядке, придёт время и ребёнок в своих личных привычках сам подтянется к этому уровню. Не нужно лицемерно призывать ребёнка к порядку, когда беспорядок в вашем доме – обычное дело, а полы моются от праздника до праздника. Реагирует малыш только на то, что видит своими глазами.
Правило второе
Ограничьте площадь, на которой ребёнку разрешено играть. У малыша должно быть своё пространство, своя территория, также как и у взрослых. Исключите ванную, кухню, спальню родителей. Этим вы заметно уменьшите площадь, с которой вам придётся убирать игрушки.
Правило третье
Нужно с уважением относиться к играм ребёнка. Для вас это просто игра, но для ребёнка – очень важное занятие в жизни. Не следует прерывать игры ребёнка, а также препятствовать их продолжению. Если он оставляет на полу недостроенный домик из кубиков, не следует его убирать – творческий процесс ребёнка может уже не возобновиться. Если к ребёнку пришли гости, или он занимается каким-то интересным делом, то нежелательно начинать работу по дому. Уборка вызовет негативный эмоциональный оттенок и не пойдёт на пользу ребёнку и вам.
Не делайте уборку в детской в отсутствии малыша или без его участия. Пусть его вклад будет пока не велик, и больше будет напоминать о «порядке наоборот», но польза будет огромная: малыш участвует в совместных действиях, у него не создаётся впечатление, что за него кто-то выполняет его обязанности. И не нужно ругать его, ведь он старается, как может. Следует как можно чаще хвалить маленького помощника за любую мелочь в процессе уборки. И нужно обязательно сказать ребёнку, что вы не смогли бы справиться без него.
Лучше всего закрепить за ребёнком одно или несколько дел, и выполнять их в семье будет только он. Пусть он поливает какой-то один цветок, или вытирает пыль с какой-то одной полочки. Это очень важно. Ребёнок начинает чувствовать себя «взрослым», он привыкает к тому, что и у него есть постоянные дела.
Правило четвёртое
Немедленных результатов не будет, поэтому не рассчитывайте на быстрый эффект в воспитании аккуратности у ребёнка. Лозунг звучит так «Ждите ответа». Если вы сделаете всё правильно, «ответа» обязательно дождётесь.