«Особенный» ребенок или как не стать «белой вороной»?
Родителям, порой бывает до слез обидно, когда их ребенок, такой умненький, послушный, прилежный и тихий, становится изгоем среди сверстников.
Быть объектом травли и насмешек жутко, и детской психике справиться с этим, крайне тяжело. А самое страшное, когда отпрыск боится признаться в том, что он стал «белой вороной», даже самым близким и родным для него людям – папе и маме.
Понять, что у ребенка проблемы не сложно – подавленное настроение, нежелание посещать школу или детский сад, отсутствие стремления к знаниям и к изучению окружающего мира, депрессии. Первое и главное, что нужно сделать любящим родителям – наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, чтобы знать, что именно происходит с ним в коллективе. Естественно, это не значит, что по первому писку или зову, вам нужно бежать в школу и наказывать всех, кто посмел обидеть или оскорбить любимое чадо, ведь в таком случае вы рискуете еще больше усугубить и без того несладкое положение отпрыска, ведь «ябеда», это клеймо, от которого отмыться еще труднее, чем от «очкарика» или «ботана». Вы должны научить ребенка находить контакт с окружающими его людьми, и при этом, не потерять свою индивидуальность. При правильной подаче, «особенный ребенок» может стать лидером в классе или группе.
Психологи утверждают, что дети, у которых занижена самооценка, чаще всего становятся изгоями в коллективе, и самостоятельно справиться со своей бедой не могут. Они подсознательно считают себя жертвой и всем своим видом демонстрируют это сверстникам. Но как не странно, и завышенная самооценка может стать большой проблемой, ведь ребенок становится заносчивым, считает себя умнее и выше других детей, что, в итоге, так же может закончиться гнобёжкой. Часто болеющие, слишком опекаемые родителями, а так же дети с явными недостатками – все они могут стать «белыми воронами» в коллективе, и чтобы этого избежать, родителям нужно наладить тесный контакт с учителями или воспитателями, ведь во многом, именно от педагога зависит «погода» в детском коллективе.
Давайте подробнее рассмотрим «потенциальных «белых ворон», чтобы понять, как «особенному» ребенку наладить отношения с детьми.
Скромный и застенчивый. Когда ребенок появляется на свет, он практически всегда очень общительный и любознательный, и во многом от родителей или от обстоятельств зависит – останется он таким, или же станет стеснительным и малообщительным. Часто болеющие, или же те дети, которые по другим причинам не посещают школу или сад, имеют дефицит общения, и как следствие, они становятся замкнутыми и нелюдимыми.
Чтобы помочь ребенку, вам нужно сделать так, чтобы максимально расширить его круг общения, приглашая в дом гостей и друзей. Но ни в коем случае не давите и не заставляйте застенчивого малыша общаться. Со временем, ребенок начнет привыкать к людям и ему самому захочется познакомиться поближе или поиграть с гостями.
Кстати не стоит путать застенчивых детей и тех, кто от природы малообщителен и не нуждается в частом контакте с людьми. Если вы видите, что ребенок все время играет в игры, которые требуют концентрировать внимание и сосредотачиваться, если он усидчивый и много времени проводит за рисованием, лепкой, чтением или рассматриванием книг, то вполне нормально, что он не будет прыгать до потолка, вместе с приятелями. Ему просто это не интересно. Главное, чтобы он свободно общался с людьми, находил контакт с друзьями, не стеснялся объяснять взрослым, что ему нужно. Проблема не у него, а у его родителей, которые считают, он должен быть «таким как все».
Конфликтный и ранимый. Есть дети, которые в коллективе ведут себя, мягко говоря – плохо. Они постоянно вступают в конфликты с окружающими, никому не разрешают брать свои игрушки, плачут по поводу и без, обижаются по пустякам и находятся в постоянном напряжении.
Чаще всего, в таком поведении ребенка виноваты его родные. Если мама постоянно тревожится за свою кровиночку, не разрешает бегать и прыгать, чтобы ненароком не упасть, постоянно влезает в детские конфликты, не давая возможности ребенку, самому «разрулить» ситуацию, и относится к окружающим людям, как к врагам, которые желают причинить вред, беззащитному отпрыску, ее напряженное состояние перейдет к крохе. И в этой ситуации помогать нужно не ребенку, а маме, которая должна трезво оценить свое отношение к миру, к окружающим людям, и изменить его.
Нервным, тревожным и конфликтным, ребенок может стать, если в его семье сложилась неблагополучная ситуация. Развод родителей, переезд на новую квартиру, рождение брата или сестры – все это может плохо повлиять на дитё и на его поведение. А чтобы помочь пережить тяжелое время, нужно создать в доме благоприятную атмосферу и максимально оградить ребенка от любого негатива.
Агрессивный ребёнок. Агрессивных детей не любят в компаниях. Тот, кто дерется, ругается и разрушает все вокруг, рискует стать изгоем, с которым не будут общаться. Причинами для агрессии могут быть:
- непонимание крохи границ дозволенного
- желание отомстить за причиненную боль или за поломанную игрушку
- агрессивный характер, требующий помощи специалиста.
Одаренный ребенок или маленький гений. Есть дети, которые не только не могут, но и не хотят общаться со сверстниками, потому как им это неинтересно. Маленькие гении, которые много знают и много умеют, не хотят налаживать контакт с друзьями, потому что они не отвечают их требованиям и ожиданиям. Родителям одаренных детей приходится нелегко, ведь такие малыши требуют к себе особенного подхода. Для них, нахождение в обычной школе или саду, может стать настоящей пыткой. Если вы не хотите, чтобы отпрыск стал «белой вороной» и чудаком, над которым будут глумиться обычные «неучи», вам нужно поместить его в «адекватную» среду, где он будет общаться с друзьями, похожими на него, и будет чувствовать себя своим среди своих.
Но если вы видите, что ситуация стала очень критичной, и над ребенком постоянно издеваются, унижают, или даже избивают, нужно принимать срочные меры! Вам нужно сделать все, чтобы помочь крохе пережить полученную психологическую травму, изолировав его от обидчиков. Самой крайней мерой, может стать перевод в другой класс или другую школу.